Книги и медиа:

Лекция и выставка "Курортная мода" Александра Васильева в Музее Модерна в городе Самара

Автор: admin
9 июня мне и моей подруге фотографу Марии Редникиной выпала возможность посетить выставку «Курортная мода» из фонда Александра Васильева, проходящую в Музее Модерна в городе Самара. И самое важное, мы смогли прослушать его лекцию о пляжной моде прошлого века, которую он так увлеченно сам и рассказывал. Это непередаваемое ощущение, когда ты стоишь рядом с маэстро мира моды, костюмов и декораций.

Вы знаете биографию Александра Васильева?
Если нет, то прочитайте. Вы удивитесь насколько богата его жизнь событиями, его активность и рвение к творческой деятельности поражает и восхищает. Вы сами осознаете и почувствуете величие его знаний и богатство его опыта.

Фонд Васильева создает по 20 выставок в год

Александра Васильева мы знаем, как историка моды, искусствоведа, лектора по моде и стилю, телеведущего и конечно же как коллекционера. Кроме того, он ещё и декоратор интерьеров, театральный художник, писатель, публицист и почетный член Российской академии художеств.



Как сказал сам маэстро, фонд Васильева создает по 20 выставок в год. И выставка, проходящая в Самаре с 9 июня по 31 августа 2019 года по счету давно уже перешагнула число 200.
Тема лекции была посвящена развитию купального костюма 20-го века в нашей стране. И началась она с рассказа о курортной моде 1920-х годов.



До начала 20-х годов купальники были закрытыми, многослойными, сшитыми из шерстяной ткани и неудобными. В 20-е же годы купальник трансформировался в купальный костюм и начал представлять собой короткую тунику и короткие штанишки. В то время на пляжах патрулировали полицейские, призванные следить за скромностью женщин. Они ходили с рулеткой и измеряли длину их пляжных костюмов!



Мода 20-х годов подчёркивает мальчиковую фигуру, наготу и отсутствие корсета. Многие женщины идут работать стенографистками, учителями, на заводы и фабрики. В итоге распространяется костюм и жакет с карманом.
Этот период характеризуется дефицитом в бюджете государства и, соответственно одежда продавалась очень мало. Женщины переделывали новую одежду из чего-то старого: из занавесок, из ленточек.

В то время на пляжах патрулировали полицейские, призванные следить за скромностью женщин. Они ходили с рулеткой и измеряли длину их пляжных костюмов

Для моды 30-х годов характерен простой крой и вышивки крестом. В магазинах одежды было очень мало. Поэтому у модниц возможности одеться не было, а желание всегда присутствовало.
В эти годы вместо купальников были специальные пляжные комбинезоны. В то время эмигранткой из нашей страны Марией Новицкой был введен в моду купальный костюм — брюки-клеш, соединенные с шелковой блузой.



В 1932 году французский модельер и художник по костюмам для театра и кино Жак Хейм представляет первый раздельный купальник: высокие шорты и бюстгальтер, больше похожий на топ. В этом сезоне лето 2019 они, кстати, считаются самыми модными купальниками.



К новым тенденциям в мире купального костюма модницы сопротивлялись, однако всякое новое постепенно становится обыденным. Постепенно женщины оценили прелести купания и загара в раздельных купальниках.
Раздельные купальники становятся очень популярными и позволяли выглядеть очень откровенно.



Особый интерес у слушателей лекции вызвал мужской купальник 30-х годов: закрытый, цельнокройный и из шерстяного трикотажа. Такой купальник доставлял массу неудобств: неприятный к телу, не сохнет моментально. Поэтому во всех пляжах появились кабинки для переодеваний.



Мода 40-х годов омрачена войной эпоха. Курорт и война мало совместимы. В город Куйбышев (бывшая Самара) был эвакуирован весь большой театр. В связи с чем Набережная города Куйбышев была знаменита огромным количеством балерин, которые здесь любили отдыхать и загорать. Пляж стал своего рода светским местом.
В эти годы в Куйбышеве проходили дипломатические миссии стран-союзниц. Дипломаты знакомились с балеринами на набережной. Что и случилось с балериной Виолетой Прохоровой, бывшей здесь в эвакуации. Она познакомилась с английским дипломатом секретарём Посольства господином Гарольдом Элвином, и 1945 году вышла за него замуж. Она стала прима-балериной Королевского театра Ковент-Гарден в Англии пол именем Виолета Элвин.

Мужской купальник 30-х годов: закрытый, цельнокройный из шерстяного трикотажа.

В Европе и в России шла война, а Китай поднимал свою промышленность. И китайские товары стали предметами люкса в 40-годы. Китайские платья стали импортировать в СССР начиная с 50-х годов. Причиной всему этому стал Договор о дружбе и торговле. И модницам СССР представилась долгожданная возможность носить шляпки, платья и зонтики. Благодаря этому Договору в Союз начали импортировать махровые полотенца. Впервые в СССР появились махровые мягкие полотенца.
В 40-е годы в моду вошли мощные бюсты и изготовление чашечек на купальниках. И поэтому начали носить купальные комбинезоны с большими чашечками.
В эти годы в магазине нельзя было купить курортную вещь. Но можно было сшить с помощью выкроек.

Дипломаты знакомились с балеринами на набережной города Куйбышев

С приходом в моду стиля «нью-лук» в 50-е годы, благодаря фильму Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», внимание стало уделяться женственным формам с акцентом на тонкую талию. Дамы начали носить прическу с укладкой с помощью лака, элегантные платья, что не могло не отразиться и в пляжной моде. В моду вошли купальные шапочки. Дамы боялись намочить волосы и надевали плетеные шапочки или с цветочным мотивом.
Советские женщины ездили на море в Крым и начали носить купальники из хлопка. В качестве пляжных аксессуаров были украшения из раковин, вязаные сумки макраме, соломенные сумки и очки-лисички.



В связи с тем, что женщины тщательно относились к своему образу начали выпускать пудру-листочки. Дамы промакивали пот и пудрили лицо даже на пляже, что позволяло им выглядеть хорошо в течение всего дня.

Пудра-листочки

В 60-е годы развитие химической индустрии вводит в моду пластмассовые аксессуары – клипсы и синтетические ткани.
Это время, когда Мэри Квант в Лондоне предложила молодежи удобную недорогую одежду и ввела в моду длину мини. Молодёжь быстро полюбила одежду из синтетики, соответственно купальники тоже претерпели изменения в тканях, из которых их шили.
В 70-е под влиянием хиппи в моду вернулись снова натуральные ткани. В моду также входит психоделический рисунок – яркие грезы сна и отдыха.



В конце своей увлекательной лекции маэстро Александр Васильев поделился некоторыми фактами о том, как создается его частная коллекция. А основу для создания коллекция положила советская и российская актриса Наталья Фатеева, передав ему 27 своих нарядов. Также маэстро поделился своими планами об открытии выставок в других городах России и действующей выставке в Москве на ВДНХ, посвященной курортной моде.
Выставка «Курортная мода» была дополнена уникальными фотографиями, журналами мод, старинными открытками с видами курортов, советской косметикой, аксессуарами и обувью прошлого столетия.
Поддержите сообщество, поделитесь с друзьями:
+ +1 -
Отличная статья! И я тоже восхищаюсь Александром Васильевым. Очень хочу посетить его выставку на ВДНХ.
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.